РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЫ — ТЯШКЕВИЧ ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА, помощник ректора УО Институт предпринимательской деятельности.
https://uoipd.by/ru/institute/shkola-tvorcheskogo-masterstva.html
19 февраля 2021 года
В рамках ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕМИНАРА "Актуальные вопросы развития анимационного туризма" руководитель Школы творческого мастерства Центра развития бизнеса ИПД Тяшкевич Татьяна Михайловна посетила ГУ "ИВЕНЕЦКИЙ МУЗЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ".
https://uoipd.by/ru/news/1246.html
ГУ "ИВЕНЕЦКИЙ МУЗЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ"
23 студзеня 2006 г. Музей Ф.Э.Дзяржынскага перайменаваны ў дзяржаўную ўстанову "Івянецкі музей традыцыйнай культуры". У наш час дзяржаўная установа "Івянецкі музей традыцыйнай культуры" шматфункцыянальны комплекс. Адміністрацыйны будынак уключае гісторыка-краязнаўчую экспазіцыю, шыкоўную арыгінальную залу керамікі і пастаянную выставу твораў карыфея нацыянальнага разьбярства Апалінара Фларыянавіча Пупко.
Але сапраўдным каштоўным дыямантам паўстае Цэнтр рамёстваў пры музеі, дзе дзейнічаюць ганчарння і майстэрня ткацтва, кузня і майстэрня мастацкай апрацоўцы драўніны з разгаляванымі пазнавальнымі экспазіцыямі па спецыфічнаму профілю. Тут праводзяцца заняткі гурткоў і ёсць магчымасць для наведвальніка акунуцца ў сакральную таямніцу стварэння твора майстрам.
У сядзібна-паркавым комплексе канца ХІХ ст. працуе музейны аб`ект "Карчма" і музей местачковага побыту. На тэрыторыі, упрыгожанай драўлянымі скульптурамі і альтанкамі-навесамі, для наведвальнікаў створаны ўмовы для культурнага адпачынку пад шатамі старасвецкіх дрэваў. Территории усадебно-паркового комплекса — памятник эклектичной архитектуры начала ХХ в., владение последнего хозяина Ивенца Петра Дорогунцева, где находятся: мастерская по обработке древесины; мастерская "Кузница"; "Музей местечкового быта", который разместился в здании бывшего Свирана.
Гонча́рное произво́дство — изначально было ремеслом, служившим для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время — обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику. Технология гончарного производства включает три главных класса производств: изготовление строительных кирпичей; производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (огнеупорные кирпичи, реторты, кафели, трубы и тому подобное); изготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки.
Издревле Ивенец славился гончарным производством. Здесь залежи высококачественной глины, которая при обжиге приобретала золотисто-охристую окраску. Кроме кухонной посуды, изготавливали широко известную Ивенецкую кафлю — рельефные печные изразцы с растительными и геральдическими изображениями, — местное ноу-хау, это когда волнистые линии из специальной глины с пигментом мастер наносит при небольших оборотах гончарного станка. Лучшие работы местных мастеров керамики, покрытой блестящей глазурью, можно увидеть в музее, а также на традиционном областном фестивале "Глиняный звон", что проходит летом в Ивенце. Самые известные гончары Беларуси живут в Ивенце. Это Владимир Сосновский, Михаил Коробкин, Николай Кузнецов, Юрий Черепович, Милослав Романовский и Валерий Лаппо. Вдохновение и секреты мастерства им передались от самой земли и мастеров старших поколений. Областной праздник-конкурс мастеров гончарства "Гліняны звон" проводится на базе Ивенецкого музея традиционной культуры Воложинского района. Первая встреча гончаров Минщины состоялась в 1996 году на богатой народными традициями Любанской земле, где свое умение демонстрировали около 30 мастеров области, а также гости из Витебщины, Гродненщины и Могилевщины. С тех пор праздник завоевал популярность и стал поочередно проводится в центрах гончарного ремесла, пока не получил постоянную прописку в гп. Ивянец Воложинского района. Задачами праздника-конкурса гончарства являются пропаганда и популяризация традиций белорусской народной керамики, выявление состояния и перспектив развития гончарного ремесла в области, демонстрация творческого потенциала и повышение социального и творческого статуса современных гончаров, привлечение детей и молодежи к занятиям традиционными ремеслами. Участники праздника – взрослые и дети, занимающиеся различными видами работы с глиной (гончарство, глиняная пластика, игрушка и др.), продолжающие народные традиции ремесла и творчески использующие исторический опыт обработки этого материала. В день праздника обязательно разворачивается большая выставка-ярмарка, где гости праздника могут увидеть и приобрести горшочки, миски, кувшины, вазоны, свистульки, игрушки и другую крупную и мелкую пластику. Конкурс на качество и скорость изготовления изделий длится три часа. Творческие и технологические возможности мастеров не ограничиваются, но при подведении итогов конкурсов жюри учитывает бережное отношение к традициям, чувство меры, художественный уровень исполнения. Согласно конкретным номинациям, мастера изготавливают традиционную посуду, коллекции мелкой пластики, музыкальные инструменты (окарины, колокольчики и др.). За годы проведения праздника-конкурса на Минщине возникли целые семейные ремесленнические династии.
13 марта 2021 года
ВЫСТАВКА*МАСЛЕНИЦА*ПРОВОДЫ ЗИМЫ
В ГУО "Центр дополнительного образования детей и молодежи "Ветразь" г.Минска" прошла выставка работ ремесленников и участников Startup HAND MADE: хобби&бизнес Школы творческого мастерства Центра развития бизнеса ИПД.
https://uoipd.by/ru/news/1257.html
28 мая 2021
В рамках ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕМИНАРА "ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛКОВЫСКА И ВОЛКОВЫССКОГО РАЙОНА" руководитель Школы творческого мастерства Центра развития бизнеса ИПД Тяшкевич Татьяна Михайловна посетила ФИЛИАЛ "РОССКИЙ ЦЕНТР РЕМЕСЕЛ" Государственного учреждения культуры "ВОЛКОВЫССКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР РЕМЕСЕЛ".
https://uoipd.by/ru/news/1298.html
ФИЛИАЛ "РОССКИЙ ЦЕНТР РЕМЕСЕЛ" Государственное учреждение культуры "ВОЛКОВЫССКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР РЕМЕСЕЛ"
Государственное учреждение культуры "Волковысский районный Центр ремесел" было зарегистрировано 25.02.2015 года и начало свою деятельность, объединив в себе ГУК "Волковысский Дом ремесел" и "Районный центр ремесел" отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Волковысского райисполкома. Целью деятельности Волковысского РЦР является помощь и создание условий для существования и развития национальных ремесленных традиций, раскрытие уникальных талантов, приобщение к традиционному народному искусству широких кругов населения, проведение исследовательской работы по выявлению местных и региональных особенностей традиционных ремесел, организация выставок, ярмарок, праздников народного творчества. На протяжении этого времени методисты, младший научный сотрудник, культорганизатор, мастера народных промыслов и ремесел и их воспитанники со своими работами и поделками участвуют в различных выставках, праздниках города, района и области, в которых органически сочетаются народные традиции и современные тенденции. На базе Волковысского РЦР работает 17 клубных формирования художественного творчества, из них 15 для детей. В формированиях задействовано 120 участников. В г.п. Россь работает клуб народных умельцев "Лесвіца". Целью клуба является возрождение и сохранение художественно – ремесленных традиций и популяризация работ мастеров через организацию выставочной деятельности. А также работает взрослый кружок "Беларуские узор", где женщины обучаются различным видам вышивки. Мастера народных промыслов и ремесел используют в своей деятельности как традиционные ремесла: ткачество, писанка (роспись яиц горячим воском), набиванка, вязание крючком и спицами, вышивка крестиком, гладью, "працягам", лепка из глины, вытинанка, художественная роспись, соломоплетение, аппликация из соломки, народная кукла, обереги, так и современные виды декоративно-прикладного искусства: вышивка лентами, работа с кожей, солёное тесто, плетение из газеты, мягкая игрушка, флористика, изготовление цветов из фома (фоамирана), бисероплетение. Слаженной работе и взаимопониманию мастеров народных промыслов и ремесел способствует работа методистов, под руководством которых разрабатываются программы работы кружков, мастер-классы, планы проведения презентаций детских выставочных работ. Младшим научным сотрудником разрабатываются и проводятся экскурсии, музейные занятия, лекции по народным ремеслам. По исследовательским экспедициям в г.п.Россь работает музей народного быта, который состоит из двух залов. В первом зале находятся орудия труда, бытовой инвентарь, домашняя утварь, предметы интерьерного назначения. Всего собрано 273 экспоната. Во втором зале находятся предметы женской и мужской одежды, характерные для Волковысского строя, а также коллекция рушников, половиков, покрывал, скатертей, занавесок, отрезы тканых изделий. Всего собрано 231 экспонат. Собран праздничный аутентичный комплект (мужской и женский) Волковысского строя. Комплекты оформлены на манекенах, начиная от обуви и заканчивая причёской. Музей народного быта постоянно пополняется новыми экспонатами, а также коллекцией традиционной одежды. На базе учреждения работает Волковысская резиденция Деда Мороза, которая пользуется большой популярностью среди населения не только Волковысского района, но и всей Гродненской области. Здесь есть все, что нужно для настоящего новогоднего праздника в году: деревянная изба Дедушки Мороза, волшебная мельница, которая исполняет даже самые заветные желания, и, конечно, настоящая пушистая высокая новогодняя елка. Утренники в Резиденции проходят весело и задорно, ребята охотно участвуют в различных конкурсах и эстафетах, поют песни, танцуют, водят хороводы вокруг снежной красавицы. После всех развлечений Дедушка Мороз приглашает всех посетить свое кафе, где все могут угоститься горячими блинчиками и ароматным чаем. В Росси проводятся тематические выставки народных умельцев и дни открытых дверей для жителей района, с целью популяризации как традиционных ремёсел, так и современного декоративно – прикладного творчества. Работники Волковысского РЦР одновременно создают творческие произведения и являются постоянными участниками районных, областных и республиканских выставок наряду с ведущими мастерами нашей республики.Мастера и методисты РЦР работают в специально оборудованных мастерских. В апреле 2012 года было принято решение Республиканского научного собрания по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры о присвоении статуса Нематериално- Культурного Наследия –традиции "Простого двухнитового ткачества Волковыщины" с присвоением категории "А". 28.10.2015 работники РЦР: методист — Пекарь Ирина Андреевна (вышивка) и мастер народных промыслов и ремесел — Июльская Янина Вацлавовна (ткачество), были приняты в Белоруский союз мастеров народного творчества.
Тяшкевич Татьяна Михайловна под руководством мастера народных промыслов и ремесел СЕМАК ЖАННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ создала своими руками творческое произведение художественно – ремесленного направления — ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ.
Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции "картинного типа" рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают пространственное отношение к изобразительной поверхности (в иной терминологии: оптическое). В искусстве росписи более важны осязательные качества. Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, витража (хотя в витраже также используют приёмы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике). Термин "роспись" применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей. В современном мире художественная роспись занимает важную позицию в оформлении таких общественных местах культуры и отдыха, как театры, гостиницы, торгово-развлекательные центры. Также она часто присутствует в интерьерах частных коттеджей, загородных вилл и квартир. Особенно излюбленной публикой остаётся роспись-обманка, когда достигается эффект расширения пространства за счёт введения в роспись строгих архитектурных и ландшафтных форм в перспективном удалении. Свободную роспись можно применить везде, где только хочется! Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства: Мезенская роспись. Петрековская роспись. Гжель. Городецкая роспись. Хохлома. Жостовская роспись. Батик.