ВЫСТАВКА*МАСЛЕНИЦА*ПРОВОДЫ ЗИМЫ

13.03.2021 в ГУО "Центр дополнительного образования детей и молодежи "Ветразь" г. Минска" прошла выставка работ участников "Startup HAND MADE: хобби&бизнес" Школы творческого мастерства Центра развития бизнеса ИПД.

Руководитель проекта – Тяшкевич Татьяна Михайловна (помощник ректора).

Менторы проекта: Нудноў Мiхаiл Міхайлавіч (сябр Саюза мастакоў Беларусi); Авчинникова Алина Александровна (культорганизатор ГУО "Центр дополнительного образования детей и молодежи "Ветразь" г. Минска").

Участники проекта: студенты ИПД — Бируля Александра (студентка 3 курса, специальность "Экономика и управление на предприятии", хобби: поделки, фотографирование), Понамарев Илья (студент 2 курса, специальность "Экономика и управление на предприятии", хобби: декупаж), Сысенко Анастасия (студентка 3 курса, специальность "Экономика и управление на предприятии", хобби: дизайнерские поделки — вязание, бисероплетение, составление композиций); работники ИПД — Авчинникова Оксана Феофановна (начальник отдела воспитательной работы и молодежных инициатив, ремесленник).

Группа поддержки: студенты ИПД – Зарембо Анна (студентка 1 курса, специальность "Бизнес-администрирование"), Павловская Яна (студентка 1 курса, специальность "Бизнес-администрирование"), Русакевич Кирилл (студент 3 курса, специальность "Современные иностранные языки"), Шукан Владислав (студент 1 курса, специальность овременные иностранные языки"), Гацко Алексей (студент 3 курса, специальность "Бизнес-администрирование"); работники ИПД – Финевич Лидия Николаевна (ответственный секретарь приемной кампании ИПД, специалист по кадрам), Каленчук Марина Анатольевна (заведующий сектором довузовской и курсовой подготовки, маркетолог), Варейко Ольга Геннадьевна (старший преподаватель кафедры коммерческой деятельности).

Команда ИПД (участники проекта + группа подержки) представила посетителям выставки информацию об (о): Институте; специальностях первой ступени высшего образования; образовательных программах повышения квалификации руководящих работников и специалистов; "Школе творческого мастерства"; изделиях ручной работы.

Выставка прошла на творческой площадке в рамках праздника "МАСЛЕНИЦА" с концертной программой и обрядом "Проводы зимы".

Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни "жирному вторнику" и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется "Сырной седмицей". Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья; у русских — блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев — вареники, сырники и колодка. Первое упоминание о масленице относится к ХVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: "яко продахомъ корсты (гробы) от Филипова дне до мясопуста 7 тысячь". Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название. Понедельник — встреча. Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. Вторник — заигрыши. В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!". Среда — лакомка. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей. Четверг — разгуляй. С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. Пятница — тёщины вечёрки. В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная должна была подарить золовкам какие-нибудь подарки. Воскресенье — проводы. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться со своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.