BELARUS & EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA
1. О Болонском процессе и Европейском пространстве высшего образования
Процесс сближения систем высшего образования стран Европы начался в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования. В 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, положившая начало активной совместной работе по гармонизации систем высшего образования в Европе. Начавшись со стран Евросоюза, это движение далее расширилось и на другие европейские страны и получило название Болонского процесса.
Целями данного процесса являются:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
- повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов;
- достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
- повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, когда университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Болонская декларация, а также ряд иных международных документов, принятых в ее развитие, устанавливают следующие основные принципы формирования общеевропейского образовательного пространства:
- введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
- переход на многоступенчатую систему высшего образования (без конкретной привязки к модели бакалавриат-магистратура);
- введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
- повышение академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
- обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
- обеспечение регулируемой автономности вузов;
- введение аспирантуры и докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьей ступени высшего образования);
- придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;
- реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»);
- переход к общеевропейскому образовательному и исследовательскому пространству. Страны присоединяются к Болонской декларации на добровольной основе.
Основная стратегическая цель Болонского процесса уже достигнута — в 2010 г. на конференции министров образования в Вене и Будапеште было объявлено о начале функционирования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Фактическое же существование Европейского пространства высшего образования берет начало с 1 июля 2010 г. Сейчас цель Болонского процесса заключается в дальнейшем совершенствовании ЕПВО с целью повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского образования в современном мире.
Формирование ЕПВО происходило и происходит в соответствии с принципом сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования. Болонский процесс не требует унификации и подчинения, резких революционных шагов, оторванных от национальных контекстов. Важна продуманная, комплексная, гибкая стратегия эволюционного развития образования, нацеленная на повышение его качества. ЕПВО предполагает понятность, открытость, прозрачность систем высшего образования государств-участников Болонского процесса.
2. Государства — участники Европейского пространства высшего образования
1. Австрия | 17. Исландия | 33. Россия |
2. Азербайджан | 18. Испания | 34. Румыния |
3. Албания | 19. Италия | 35. Сербия |
4. Андорра | 20. Казахстан | 36. Словакия |
5. Армения | 21. Кипр | 37. Словения |
6. Бельгия | 22. Латвия | 38. Турция |
7. Болгария | 23. Литва | 39. Украина |
8. Босния и Герцеговина | 24. Лихтенштейн | 40. Финляндия |
9. Ватикан | 25. Люксембург | 41. Франция |
10. Великобритания | 26. Македония | 42. Хорватия |
11. Венгрия | 27. Мальта | 43. Чехия |
12. Германия | 28. Молдова | 44. Черногория |
13. Греция | 29. Нидерланды | 45. Швейцария |
14. Грузия | 30. Норвегия | 46. Швеция |
15. Дания | 31. Польша | 47. Эстония |
16. Ирландия | 32. Португалия | 48. Беларусь |
3. Официальный сайт Европейского пространства высшего образования